про-боно.рф

Инди-лоер. Правовые новости. Советы юриста

Открыть кафе: юридические моменты

Можно найти массу публикаций на тему открытия бизнеса в сфере общественного питания. Во всех них есть большой недостаток: они написаны не юристами и не самими предпринимателями. Чего стоит только повторяемая в них рекомендация о том, что прежде чем открыть кафе, нужно получить некое «разрешение СЭС». Или, например, неведомые «справки от местных инстанций». Далеким от практики авторам пошаговых бизнес-инструкций и невдомек, что санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) не существует с 2004 г., когда на смену этой системе пришел Роспотребнадзор. Итак, некоторые краткие практические рекомендации по открытию кафе, пирожковой, бутербродной или павильона с шаурмой.

Выбор организационно-правовой формы

В случае, если торговля пивом и крепким алкоголем не предполагается, возможно ведение бизнеса в организационно-правовой форме ИП или ООО.
Если посетителям будет предлагаться пиво, ведение бизнеса возможно также в организационно-правовой форме ИП или ООО.
Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
В случае, если в кафе будет подаваться крепкий алкоголь, ведение бизнеса возможно только в форме ООО.
Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями (п. 1 ст. 16 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
При разработке Устава ООО следует подстраховаться от возможных разногласий с партнерами, выстроить взаимоотношения в соответствии с балансом взаимных интересов. Нормы корпоративного законодательства во многом диспозитивны (есть возможность выбора) и позволяют это сделать.
Например, в общем случае, согласно п. 1 ст. 32 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества. Однако, в уставе общества может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества.
Также в общем случае, в соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Однако, в уставе общества может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками общества.
В силу п.п. 2, 4 ст. 27 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ в общем случае вклады в имущество общества вносятся всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества, если иной порядок определения размеров вкладов в имущество общества не предусмотрен уставом общества.
Например:
1. распределение долей в уставном капитале: участник А имеет 10%, участник Б имеет 90%;
2. при этом распределение голосов: участник А имеет 80% голосов, участник Б имеет 20% голосов;
3. в тоже время распределение прибыли: участник А получает 60%, участник Б получает 40%.

Подбор помещения и оборудования

В отношении предприятий общественного питания ограничения существуют только по санитарным нормам, приведенным в «СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 (СанПиН 2.3.6.1079-01).
К предприятиям общественного питания с продажей пива и крепкого алкоголя предъявляются дополнительные требования. Например, запрещается продажа алкогольной продуции в детских, образовательных и медицинских учреждения, на спортивных и культурных объектах, остановках общественного транспорта и т.д. Пиво и крепкий алкоголь могут продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в Единый государственный реестр недвижимости (сокращенно — ЕГРН). При торговле крепким алкоголем в городе площадь помещения должна быть не менее 50 кв.м.
Необходимо проверить «юридическую чистоту» приобретаемого или арендуемого помещения, оборудования, отсутствие в отношении них ареста, залога, судебных и иных споров и т.п. Обязательно следует внимательно изучить договор купли-продажи, договор аренды, договор франшизы и т.п. на предмет наличия в них «подводных камней».
Также следует продумать вопросы, связанные с размещением вывески и наружной рекламы, получить необходимые разрешения в районной администрации.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 ст. 19 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Налоговые вопросы

Для предприятия общественного питания наиболее оптимальными являются следующие системы налогообложения:
— упрощенная система налогообложения (УСН) по схеме «Доходы минус расходы»;
Налоговая ставка на УСН «Доходы минус расходы» равна 15% (налог составляет 15 % с разницы между доходами и расходами). Доход 1 500 000 руб. минус расход 1 200 000 руб. = 300 000 руб. умножаем на 15%. Итого в месяц налоговая нагрузка составит 45 000 руб.
— единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В случае с предприятием общественного питания расчет производится исходя из базовой доходности и площади помещения с применением коэффициентов, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Целесообразно сразу при регистрации подать уведомление о переходе на УСН или ЕНВД, в крайнем случае, в течение 30 дней. Иначе «по умолчанию» будет применяться общая система налогообложения (ОСНО), по которой налоговая нагрузка больше.
При регистрации в качестве ИП или регистрации ООО необходимо уделить внимание правильному подбору кодов Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) — статистических сведений, предназначенных чтобы сообщить контролирующим органам, чем именно планирует заниматься новый субъект предпринимательской деятельности.
Для новых предприятий могут быть предусмотрены налоговые и иные льготы, субсидии от региональных и местных властей и т.п. Если новый бизнес подходит под их критерии, стоит воспользоваться, собрать и подать необходимый пакет документов.
Предприятия общественного питания обязаны использовать при расчетах контрольно-кассовую технику, так как не входят в перечень исключений, приведенных в ст. 2 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Соблюдение санитарных требований и правил торговли

Для предприятий общественного питания действует уведомительный порядок. Это означает, что получения какого-либо предварительного разрешения со стороны Роспотребнадзора законом не предусмотрено.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора) (ст. 8 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Однако, руководитель предприятия общественного питания перед открытием должен сначала самостоятельно привести помещение в соответствие с СанПиН 2.3.6.1079-01, обеспечить наличие санитарных книжек у персонала и потом перед началом фактической деятельности направить уведомление в Роспотребнадзор.
После начала работы понадобится договор с центром санитарно-эпидемиологического надзора на проведение лабораторных испытаний готовых блюд. Нужно будет ведение документации — бракеражного журнала, журнала уборки, журнала температурного режима холодильника и т.п. Также понадобится санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии помещения, оборудования, транспорта санитарным правилам.
Также опционально, в зависимости от места размещения предприятия общественного питания, может понадобиться решение вопросов, связанных с вывозом мусора, утилизацией ламп, дезинфекцией и дератизацией помещений, стиркой спецодежды, пользованием туалетом и т.п.
В помещении кафе оборудуется «Уголок потребителя» с «Книгой отзывов и предложений», нормативными правовыми актами в сфере торговли и защиты прав потребителей, копиями разрешительных документов и лицензии.

Вопросы пожарного надзора

Для предприятий общественного питания в этом случае также действует уведомительный порядок — какого-либо предварительного разрешения на открытие кафе со стороны ГПН МЧС России не требуется.
Тем не менее, руководитель предприятия общественного питания перед открытием должен сначала самостоятельно привести помещение в соответствие нормам ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ и потом перед началом фактической деятельности обратиться в ГПН МЧС России за выдачей заключения о пожарной безопасности. При проведении ремонта в помещении необходимо учесть, что могут проводиться скрытые работы, то есть которые невозможно проверить по их окончании (например, монтаж электропроводки и т.п.). В этом случае стоит обратиться за выдачей заключения о пожарной безопасности заранее.
В случае с арендой помещения, арендодатель, как правило, сам готовит помещение к проверкам пожарных — оборудует сигнализацией, огнетушителями, информационными табло и т.п.

Вопросы лицензирования

Розничная продажа крепкого алкоголя подлежит лицензированию в соответствии со ст. 18 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Лицензия на розничную продажу пива не требуется.
Выдача лицензий осуществляется Росалкогольрегулированием. В этом случае действует не уведомительный, а разрешительный порядок. Поэтому лицензию на розничную продажи алкоголя следует получать после фактического начала деятельности и получения разрешений от ГПН МЧС России и Росприроднадзора.
Необходимо будет организовать подключение к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (ЕГАИС).
Подключение к ЕГАИС также требуется при розничной продаже пива для подтверждения закупок оптовых партий у легальных производителей и поставщиков.

Конечно же, тема правовых аспектов ведения бизнеса чрезвычайно обширна. В следующих публикациях мы постараемся осветить вопросы бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами, претензий потребителей и многого другого, что осталось за рамками этой статьи.

О сайте

Мы публикуем самые актуальные правовые новости. Никаких фейков и громких заголовков. Только то, что мы проверили лично. И только то, что Вам действительно будет интересно и полезно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Вступайте в нашу группу в Telegram!

Поддержать сайт

Если Вы считаете наш сайт нужным — пожалуйста, поддержите нас.
Проект про-боно.рф не является и не планирует становиться прибыльным.
Средства нужны лишь для продолжения нашей работы.

Яндекс.Деньги

Банковская карта

Рубрики

Эльба

Заказать на KWork

Copyright © 2017-2019 | про-боно.рф | Powered by WordPress | Theme EasyWP