Правовые новости. Советы юриста.

В Госдуму внесен законопроекты о налогообложении самозанятых граждан

21 сентября 2018 г. группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации внесен законопроект № 551845-7 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», предусматривающий введение механизма налогообложения самозанятых граждан.
Парламентарии предлагают с 01 января 2019 г. ввести в экспериментальном режиме специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. В пояснительной записке говорится, что законопроект разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», ставящего задачу обеспечить благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами.
В случае принятия законопроекта, под профессиональным доходом будет пониматься доход физических лиц от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Предусмотрен довольно обширный список исключений из этого правила: реализация подакцизных товаров, доходы от продажи недвижимого имущества и т.д.
Местом ведения деятельности в отношении услуг, оказываемых Интернет, будет признаваться место нахождения налогоплательщика при осуществлении деятельности.
Налоговая ставка для физических лиц составит 4%, для индивидуальных предпринимателей — 6%.
Предполагается, что регистрация плательщиков налога на профессиональный доход будет осуществляется без визита в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог», бесплатно устанавливаемое на мобильный телефон, смартфон, паншет или компьютер.
Авторы законопроекта считают, что реализация правового механизма позволит решить ряд проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан, в том числе за счет простоты регистрации в качестве налогоплательщика такого режима, а также исключения формирования отчетности. Принятие законопроекта позволит увеличить число физических лиц, ведущих деятельность в правом поле, а соответственно и поступления от них дохода бюджет.
21 сентября 2018 г. той же инициативной группой предложен законопроект № 551847-7 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»). Изменения и дополнения предлагается внести в Налоговый кодекс,  ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Закон, регламентирующий государственную регистрацию ЮЛ и ИП может дополниться следующим положением:

Физическое лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в случае если указанное лицо применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и получаемые им доходы от осуществляемых видов предпринимательской деятельности подлежат налогообложению указанным налогом.

Сокрытие налогов согласно изменениям в НК РФ может повлечь штраф в размере 20% от суммы расчетов, но не менее 1 000 руб, а при повторном нарушении в течение полугода – 100% от суммы расчетов, но не менее 5 000 руб.
Ранее, 20 сентября 2018 г. депутаты Госдумы Афонский В.И., Дзюба В.В.,Петрунин Н.Ю. и др. внесли на рассмотрение законопроект № 550695-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица». Предлагается повысить за предпринимательскую деятельность без регистрации 15 раз.
Работа по законодательному урегулированию правового статуса и механизма налогообложения самозанятых граждан ведется с 2016 года, но проблема стала предметом дискуссий гораздо раньше. В настоящее время в соответствии с п. 7.3 ст. 83 и п. 70 ст. 217 НК РФ в качестве самозанятых могут зарегистрироваться только лица, оказывающие услуги по уходу за детьми, престарелыми и больными, репетиторы, уборщицы и помощники по ведению домашнего хозяйства.
По оценкам экспертов, приводимым в интернет-СМИ, доля граждан в неформальном, «промысловом», секторе экономики составляет от 10 до 20 процентов от общего количества занятых. Министр труда Максим Топилин отмечал, что из-за теневой занятости только пенсионный фонд недополучает около 500 млрд. руб. в год. Приводится статистика, согласно которой по состоянию на начало 2018 года в качестве самозанятых зарегистрировались всего 964 человека.
В качестве возможных причин, по которым такое большое количество граждан предпочитает работать «в тени» называются сложности с документальным оформлением фактов предпринимательской деятельности, а также довольно значительные фиксированные платежи, невыгодные, когда доход невелик и случаен. Например, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), даже не получив дохода, в 2018 году должен будет заплатить 26 545 руб. на обязательное пенсионное страхование и 5 840 руб. на обязательное медицинское страхование. В ходе обсуждений звучали даже предложения изменить терминологию в действующем законодательстве, так как определение «индивидуальный предприниматель» является неудачным. Индивидуальность подразумевает, что деятельность ведется без привлечения наемных работников. В связи с этим предлагалось ввести определение «частное предприятие», которое будет являться юридическим лицом, но в то же время не будет относиться к коммерческим корпоративным организациям.