Правовые новости. Советы юриста.

Блокировка банковских карт

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений, согласно которому Правительству совместно с Центробанком в срок до 01 сентября 2018 г. необходимо обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на исключение необоснованной блокировки кредитными организациями банковских счетов.
Пока же с 21 апреля 2018 г. вступает в силу Указание Банка России от 30.03.2018 № 4760-У о порядке обжалования действий банков через специально созданную межведомственную комиссию. До этого граждане и предприниматели прибегали к судебной защите своих прав в ситуациях с блокировками банками денежных средств.
Интерес представляет решение Первомайского районный суда г. Кирова от 19 мая 2016 г. по делу № 2-2561/2016 ~ М-1962/2016.
К. являлась держателем дебетовой банковской карты Сбербанка и перечислила деньги со своего счета в Связь-Банке на свой же счет в Сбербанке. После этого карту Сбербанка заблокировали. Представители Сбербанка предложили закрыть текущий счет, к которому была привязана карта, получить деньги или перечислить их в другой банк. Сбербанк объяснил, что заблокировал карту, так как посчитал операцию по переводу денег подозрительной в соответствии с ФЗ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму».
Суд пришел к выводу, что Сбербанк имеет право самостоятельно приостановить операции по банковской карте только на срок до пяти рабочих дней (п. 10 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Блокировка на более длительный срок возможна только по постановлению Росфинмониторинга или решению суда. Сбербанк в Росфинмониторинг запрос в отношении К. не направлял, а просто продолжал блокировать карту и по истечении 5 дней.
В итоге суд обязал Сбербанк выдать К. денежные средства со счета, а также выплатить компенсацию морального вреда.
Но не всегда судебная праактика в пользу клиентов банков. Пример тому недавнее определение Верховного Суда РФ по делу № 59-КГ17-18 от 06 февраля 2018 г.
З. имел текущий счет в Сбербанке, на который ему перечислили предоплату по купле-продаже автомобиля. З. снял наличными часть суммы, после чего Сбербанк заблокировал деньги на счете. З. обратился в суд, который признал, что блокировка незаконна и обязал Сбербанк выплатить неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Также как и в первом случае Сбербанк не смог внятно объяснить, почему посчитал операцию сомнительной, а также не направлял документов в Росфинмониторинг. Областной суд отменил это решение и отказал З. в иске, указав что по его мнению Сбербанк все-таки обосновал, почему операция по снятию своих денег от продажи своего же автомобиля является подозрительной. Выясняла ли высшая судебная инстанция, почему Сбербанк продолжал блокировать деньги после истечения 5 дней, из текста определения не понятно.